Москва, 9-я Парковая 8А (495) 109-2209 (495) 105-9905 info@ollamed.ru 8-20 Пн-пт, 8-19 сб, 9-19 вс

Мнение психолога про детский сад

Психолог про детский сад

Материал подготовил психолог Детской клиники "Тигрёнок" Коврижкина Мария Андреевна

Адаптация.

Известно, что адаптация - это процесс привыкания к чему-либо новому, на физическом и психическом уровне. Для ребёнка сад, разумеется, является совершенно новым пространством, с другими правилами, остановкой, а так же с новыми отношениями.

Специалистами по детскому здоровью давно отмечены возможные негативные последствия процесса адаптации. Подобные исследования и статьи зачастую провоцируют появление страхов у родителей, и впоследствии они принимают решение отказаться от посещения детского сада или отложить его на несколько лет.

Но забывать про необходимость детского сада для ребенка совершенно не допустимо, для начала давайте попробуем ответить на вопрос «зачем ребёнку необходим Детский сад?»

  • для активного, разностороннего общения со сверстниками и социальными взрослыми (воспитателями, преподавателями) и обучению взаимодействия в коллективе;
  • для выявления и разностороннего развитие способностей и навыков ребенка, важным критерием является «правильность» развития в зависимости от возрастных норм;
  • сбалансированное детское питание;
  • приучение к дисциплине и самостоятельности.


Разумеется, эти факторы действуют комплексно, одним словом - сад необходим для социализации.

Благодаря посещению детского сада ребенок становиться более самостоятельным, свободным и адаптивным.

Но для того что бы детский сад принес пользу для ребенка, необходима предварительная подготовка от родителей, об это мы с вами поговорим в следующих публикациях.

Негативные проявления.

Сегодня мы рассмотрим негативные особенности адаптации:
?Негативные эмоции и слезы. Очевидно, что переживание отрицательных эмоций сопровождается слезами, в форме «похныкивания» или же -постоянного, почти непрекращающегося плача;
?Страх. Каждый ребенок, вступая в свою новую детсадовскую жизнь испытывает страх. Страх новой, неизвестной обстановки, новых людей – воспитателей, а зачастую и сверстников, но самый большой страх – что мама и папа его бросили и не заберут его обратно домой;
?Эмоциональные, аффективные проявления. Страх служит пусковым механизмом таких реакций как гнев, капризность, агрессия. Это защитный механизм, ребенок на данном этапе становиться очень чувствительным и ранимым;
?Регресс в развитии. Бывает, что ребенок обученный навыкам опрятности: он самостоятельно ест, моет руки, одевается, использует горшок/унитаз по назначению, вдруг все это забывает и начинает вновь вести себя как малыш. И так же бывает, что в речевое развитие так же случается откат, ребенок может забывать слова или позабыть те факты, которые точно знал, например как зовут маму. Познавательная активность ребенка, интерес к чему-то новому так же подавляется переживаниями;
?Общительность. Разумеется, когда человеку страшно, не идет речь о коммуникабельности и новых знакомствах. Даже если раньше ребенок легко находил себе друзей на площадке или на развивающих занятиях, то когда он пришел в садик, он вынужден находиться в окружении других детей, которые могут быть плаксивыми, назойливыми, а порой и просто невыносимыми. Ребенку нужно время, нужно привыкнуть к нахождению в социуме;⠀
?Сон и аппетит.Страхи, переживания, конечно, негативно влияют на качество сна и аппетит.

Все эти особенности описаны не для того что бы испугать, показать сад как абсолютное зло, а для для того что бы взрослые услышали и поняли ребенка.

Готовность.

Педагоги и психологи отмечают, что возрастные особенности ребенка 3 лет способствуют менее болезненному прохождению адаптации, поэтому раньше отдавать ребенка в дошкольные учреждения, конечно, не желательно.

Не смотря на все сложности знаменитого кризиса 3 лет – его основой изменения отношений ребенка к ближайшим взрослым и самому себе. Важен процесс сепарации, малыш психологически отделяется от мамы. Детский сад предоставляет ребенку возможность быть более самостоятельным.

Теперь хотелось бы уделить внимание мифам, которыми зачастую руководствуются родители:
?«Меня в ясли родители отдали в полтора года…и ничего».
В советские годы, детей действительно стремились отдавать в ясли как можно раньше, это было в духе коллективизма, но за этим стояла необходимость в рабочей силе. В наши дни мы имеем право выбора, возможность учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка;
? «Ребенку нужно общение со сверстниками».
До 3 лет, главная потребность ребенка – это потребность в безопасности. Окружающий мир огромен и не понятен, а мама – самый родной и близкий человек, который защитит и спасет. И если в ребенка в этом возрасте лишить мамы, то он переносет стресс, который может проявляться ослабеванием иммунитета, болезненностью, плаксивостью, капризами, отсутствием аппетита. Но внутренний план этого стресса куда страшнее: он может закрепиться в детском подсознании, и тогда он обязательно в последующем проявится в различного рода психологических комплексах и неврозах.
Желание «дружить», общаться и играть с детьми появляется после 2,5-3 лет. Таким образом, до трех лет ребенку необходимо внимания своего близкого семейного окружения, прогулок и походов в гости к сверстникам, а также, пару раз в неделю, коллективных занятий в школах раннего развития;
?«Мне кажется, что я сама смогу сама развивать ребенка так, как в детских садах».
Конечно, никто не знает малыша лучше, чем его родители. Только родители могут так любить, что бы дать ребенку свободу жить, развиваться, расти и дружить. И первая такая свобода, это детский сад.

Советы.

Отдать ребенка в сад в нужное время и в нужном возрасте – значит значительно сократить вероятность тяжелой адаптации. Но ещё есть универсальные советы, направленные на то, чтобы смягчить процесс адаптации ребенка:
?Оформляйте ребенка в ближайший сад – дорога может изнурять малыша;
?Адаптируйте режим к режиму дня, принятому в детском саду;
?Проконсультируйтесь с психологом и педиатром по вопросу адаптации Вашего ребенка, и своевременно примите меры, если прогноз неудовлетворительный;
?Отправлять в детский сад ребенка можно лишь при условии, что он здоров;
?Закрепите у ребенка все необходимые навыки самообслуживания;
?Устраните все остальные устраняемые факторы риска с помощью психолога:
❌отсутствие достаточного общения со сверстниками и новыми взрослыми людьми;
❌частые конфликты в семье;
❌неполная семья у ребенка – нет отца или матери;
❌ваш ребенок - первый или единственный в семье;
❌неправильное воспитание ребенка: гиперопека, гипоопека, излишнее потакание, воспитание «кумира» семьи и т.д.;
❌тревожность родителей;
❌страхи родителей и ребёнка;
❌психологические трудности родителей и ребёнка;
?Не стоит обсуждать при ребенке проблемы, связанные с детским садом, и ни в коем случае не угрожайте детским садом – как наказанием;
?Подготовьте ребенка к общению с детьми и взрослыми - посещайте места скопление детей. При этом наблюдайте за поведением ребенка, помогите найти способы общения с детьми;
?Формируйте положительное отношение к саду;
?Чаще повторяйте ребенку, что он для Вас, как и прежде, дорог и любим;
?Воспитайте у ребенка доверие к обещаниям – всегда выполняйте то, что пообещали, и не обещайте то, что сложно будет осуществить.

Помните, посещение ребенком садика – это Ваш выбор, и Ваша ответственность. Благополучное пребывание малыша в детском саду и быстрая к нему адаптация - в основном зависит именно от родителей, поэтому будьте внимательны к себе и ребенку, и всегда своевременно обращайтесь за психологической помощью.